|
Автокондиционеры. Принцип работы С 1940-х годов, когда появился первый автокондиционер,
технологии существенно продвинулись вперед. Простым нажатием кнопки мы
сегодня можем за считанные секунды создать в салоне автомобиля
максимально комфортную температуру.
Давно ушли и те дни, когда починить кондиционер можно было своими
руками. Однако, даже сегодня полезно хотя бы в общих чертах знать
принцип действия автокондиционера – диалог с работником
автосервиса в этом случае превратится для вас скорее в удовольствие,
чем в разговор на разных языках.
Принцип работы автокондиционера достаточно прост. У него есть сердце
(компрессор) и кровь (хладагент). Насос прокачивает хладагент в
газообразном состоянии через всю систему автокондиционера под
давлением. Сначала он поступает в специальный радиатор (правильнее
называть его конденсатор), в котором охлаждается и превращается в
жидкость (охлаждение происходит за счет воздуха, поступающего снаружи
при движении автомобиля или с помощью специального вентилятора).
Система автокондиционера, в свою очередь, состоит из металлических и
резиновых трубок разных размеров и расширительного (терморегулирующего)
клапана – проходя через них, хладагент то увеличивается в
объеме, то сжимается.
Охлажденный газ попадает затем в испаритель, который находится около
приборной панели автомобиля. Там же расположен небольшой вентилятор,
который прогоняет воздух из салона (или снаружи автомобиля) через
испаритель. Воздух охлаждается и поступает обратно в салон.
Надо также упомянуть, что, проходя через испаритель, воздух заодно и
осушается. Влага вместе с гарью и пылью капает вниз, на землю (вы,
наверное, видели небольшие лужицы под автомобилями, которые долго стоят
на одном месте с включенным двигателем и кондиционером). Таким образом,
воздух в салоне при кондиционировании становится чище.
Автокондиционеры. Подбор оптимального варианта
Если вы читаете эту статьи, то наверняка сталкивались с покупкой
автомобиля или планируете ее в ближайшем будущем. Поэтому не понаслышке
знаете, как подскакивает цена, когда в опции включается компонент
«автокондиционер». Стараясь сэкономить, нередко
люди покупают новые машины без автокондиционеров – мол, зима
длится 8 месяцев, а летом и окошко можно открыть. Однако, первый летний
выезд на дачу заставляет пожалеть об этом – в пробке с
открытым окном долго не протянешь.
И тогда путь – в сервис за автокондиционером. Если у вас
новая иномарка, вы счастливчик. Ведь даже если в ней нет
автокондиционера (что случается все реже и реже), то обычно
производитель предусматривает установку оного в последующем и оставляет
в моторном отсеке место для механизмов.
С отечественными авто все немного сложнее. По словам экспертов,
установить автокондиционер на «Москвич» и старые
модели АвтоВАЗа практически невозможно. Лучше дело обстоит с
«Волгами» и новыми моделями Волжского автозавода.
Эксперты также советуют ставить автокондиционер вместе с заменой
отопителя, что поможет избежать частых поломок из-за несоответствия
систем.
Диагностика автомобильных кондиционеров
Сегодня почти 2/3 автомобилей оснащены автокондиционерами или системами
климат-контроля. Многие привыкли пользоваться кондиционерами каждый
день — и в холод, и в жару. Но не все знают, что
автокондиционер, как и другие важные системы автомобиля, требует
периодической проверки специалистами, иначе говоря диагностики. В
противном случае это может привести к поломке и дорогостоящему ремонту
системы автокондиционера.
Большинство проблем возникает тогда, когда в системе автокондиционера
по тем или иным причинам ощущается нехватка хладагента (R134a). Пустоты
в системе могут заполнится водой, особенно если воздух на улице
влажный.Если не обращать на это внимание, то при понижении температуры
окружающего воздуха вода замерзнет, что приведет к поломке компрессора,
а это равносильно капитальному ремонту системы автокондиционера. Для
предотвращения этого необходима регулярная диагностика автокондиционера
— примерно раз в 2-3 года.
Правильная эксплуатация автокондиционера
Представьте себе, что вы в жаркий летний денек оставили свою машину на
пару часов на стоянке перед гипермаркетом — в самый
солнцепек. Все мы знаем это непередаваемое ощущение «как в
бане», когда открываем дверь и садимся в салон. И, конечно,
первое, что мы делаем после включения двигателя — включаем
кондиционер «на полную».
Однако профессионалы советуют немного другой алгоритм. Старайтесь
включать автокондиционер не одновременно с пуском двигателя, а чуть
позже, через 10-15 секунд. И выключать его тоже за несколько секунд до
остановки двигателя. Это увеличит срок работы автокондиционера.
Если в машине во время стоянки сильно запотели окна, то для того, чтобы
быстро вернуть видимость, необходимо также использовать
автокондиционер, причем в следующем алгоритме: включить кондиционер,
направить воздух на окна, включить полную мощность, открыть доступ
свежего воздуха с улицы (не циркуляция воздуха в салоне) и включить
максимальный обогрев. Таким образом от влаги на стеклах через несколько
секунд не останется и следа.
Ремонт автомобильных кондиционеров
Если вы почувствовали, что автокондиционер стал работать намного хуже
или совсем перестал охлаждать салон, то, скорее всего, с ним произошел
один из трех приведенных ниже случаев:
1) Недостаток свежего воздуха, обдувающего конденсатор, который входит
в систему автокондиционера. Это может быть вызвано поломкой
вентилятора, находящегося около конденсатора.
2) Низкий уровень хладагента. Как мы уже говорили ранее, на современных
автомобилях рекомендуется проверять в сервисных центрах уровень
содержания хладагента в автокондиционере — примерно один раз
в 2-3 года.
3) Перегрев. Если двигатель часто перегревается, это может негативно
сказываться на работе автокондиционера. Поэтому помимо проверки
вентилятора конденсатора, также необходимо в жаркую погоду проверять
исправность вентилятора радиатора двигателя.
Кроме того, необходимо помнить, что если вы часто ездите на высоких
скоростях по трассе, дополнительный приток свежего воздуха в систему
автокондиционера значительно повышает эффективность его работы и
сглаживает все его возможные неполадки. Так что вы можете просто не
замечать, что в автокондиционере, например, низкий уровень хладагента.
Но это тут же проявится в городских условиях. Поэтому периодическая
диагностика системы автокондиционера все равно необходима.
Установка автокондиционеров
Установка автокондиционера — это всегда довольно дорогостоящая процедура. Связано это с
тем, что установить автокондиционер на уже готовый автомобиль куда
сложнее, чем в процессе сборки.
Но если все-таки жизнь без прохлады в салоне вам не мила, то хорошо бы
знать следующие вещи. Давайте разделим все иномарки на два типа:
1) японские марки
2) европейские марки и другие марки, производимые совместно с
европейскими компаниями
Установка автокондиционера на машины первой группы —
относительно несложная процедура (обычно испаритель в них расположен
под приборной доской у колен переднего пассажира, что облегчает доступ
к нему).
Установка автокондиционера на машины второй группы требует куда больших
затрат времени и сил, так как испаритель находится в глубине моторного
отсека — иногда процедура установки может занять 2 дня.
Кроме того, многие производители оснащают автомобиль оплеткой проводов
для автокондиционера, даже если и не устанавливают его. Это существенно
облегчает последующую установку.
Наконец, загляните под капот. Была бы у вас Honda Civic с ее обширным
пространством вокруг двигателя — нет проблем. Но в
большинстве машин мощный двигатель втиснут в очень ограниченное
пространство, и установка компрессора (размером примерно с
килограммовую пачку сахара) и конденсора (который еще больше)
автокондиционера потребует предварительного снятия нескольких деталей.
Неприятный запах автокондиционера
«От автокондиционера идет неприятный запах» - с
такой проблемой нередко приходится сталкиваться автолюбителям.
Давайте посмотрим, что вызывает неприятный запах. В большинстве случаев
источник — это бактерии, которые появляются со временем в
испарителе автокондиционера и в каплях влаги, которая конденсируется на
пластиковой коробке, окружающей испаритель. В лучшем случае это может
напоминать запах из холодильника, который не открывали несколько дней.
Но иногда запах может быть намного острее и неприятнее. Длительное
образование бактерий и отсутствие должной антибактериальной обработки
может вызвать проблемы со здоровьем.
Каким же образом бактерии появляются в испарителе в достаточном
количестве для того, чтобы вызвать проблемы со здоровьем или неприятный
запах? При нормальной работе автокондиционера вокруг испарителя
постоянно конденсируется новая влага и вымывает
«старую», в которой могли образоваться бактерии.
Если же автокондиционер работает плохо (что обычно связано с
недостаточным уровнем хладагента), новая влага перестает
конденсироваться, а старая вбирает в себя всевозможные бактерии и
другие загрязняющие вещества из воздуха, и чем дольше, тем более
грязной становится эта вода. В этом случае необходима антибактериальная
обработка.
Как самостоятельно проверить автокондиционер
Автокондиционер работает наиболее эффективно в том случае, когда
количество хладагента в нем соответствует определенному уровню, не
больше и не меньше. Этот уровень (обычно это какой-то интервал,
например от 510 до 590 миллилитров) указан в руководстве по
эксплуатации. Если количество хладагента сильно меньше или сильно
больше этого значения, это может привести к поломке автокондиционера.
Самостоятельно проверить нехватку хладагента в автокондиционере можно
— при включении системы вы, скорее всего, услышите негромкие
щелчки в течение 3-5 секунд (это щелкает компрессор). Кроме того, можно
визуально определить утечку хладагента — на трубках
автокондиционера могут быть масляные разводы (хладагент обычно работает
вместе с небольшим количеством масла).
Ну, а если вы года три не диагностировали автокондиционер, то можно не
искать никаких признаков нехватки хладагента — все равно она
есть, и нужно ехать на автосервис проводить диагностику.
Автокондиционер на джип (задний)
Чем больше машина, тем больше ей нужно холодного воздуха. И если вы
озабочены комфортом пассажиров, сидящих в вашем джипе или микроавтобусе
сзади, то можно рассмотреть вариант автокондиционера с задним контуром.
Таким автокондиционером оснащаются некоторые модели японских джипов;
российские автосервисы также проводят установку и ремонт таких задних
контуров.
Кстати, о ремонте. Покупая джип иностранного производства, будьте
готовы к тому, что через год-два вам все-таки придется ремонтировать
задний контур автокондиционера. Дело в том, что обычно шланги и трубы,
по которым хладагент идет в задний контур, располагаются под днищем
джипа. Сами понимаете, что от них остается после очередной нашей
зимушки. В автосервисе вам могут предложить проложить шланги в другом
месте (что займет немало времени и средств) либо вообще снять задний
контур (многие поступают именно так, намучившись с его ремонтом).
Ремонт радиатора автокондиционера
Неполадки в работе радиатора (конденсатора) автокондиционера обычно
связаны с нарушением алюминиевой оболочки. Причиной этого может быть
попадание инородных предметов во время движения автомобиля (камни и
т.д.), взаимодействие с другими деталями в моторном отсеке или
некачественный ремонт каких-либо агрегатов в моторном отсеке.
Нарушение алюминиевой оболочки ведет к утечке хладагента, что, в свою
очередь, негативно отражается на работе всей системы автокондиционера.
Ремонт или замена радиатора автокондиционера должна осуществляться
только в автосервисах — это требует особой квалификации и
оборудования.
Фреон для автокондиционеров
Если автомеханик воспримет вашу фразу «Заправьте кондиционер
фреоном» буквально, то может случиться беда.
Большинство автолюбителей (включая даже профессионалов) называют
хладагент, использующийся в автокондиционерах, фреоном. Это не совсем
правильно.
Фреоном называется хладагент R-12 (CFC), который используется на старых
автомобилях (обычно до 1993 года выпуска). С тех пор вот уже 16 лет
автокондиционеры заправляются хладагентом R134a (HFC). Системы
кондиционирования R134a намного более экономичны в плане потребления
бензина, потерь хладагента и занимаемого в моторном отсеке места. Но
вот что стоит помнить — эти два хладагента не могут работать
вместе. У них разный состав и разные требования к давлению для
нормальной работы. Так что если вы попытаетесь залить в новую машину
R12 (или наоборот, R134a в старый «кондей»), это
приведет к поломке компрессора автокондиционера.
Стоит также сказать, что через несколько лет новые машины европейского
производства будут выпускаться с новым хладагентом для
автокондиционеров — R744 (он оказывает меньшее вредное
воздействие на окружающую среду). Починка и заправка этого хладагента
будут намного более сложными, чем сегодня, ведь работать он будет под
намного более высоким давлением.
|
|